EN

Не дать погаснуть «Свече памяти»

Светлана Сметанина31.10.2016

Один из участников X Ассамблеи Русского мира – учитель информатики лицея имени А. С. Пушкина в Каушанах (Молдавия) Сергей Данилюк – рассказал о своей работе в поисковом отряде August, который  вместе с Русским историко-патриотическим клубом осуществляет военно-мемориальный проект «Шаг к Победе».

– Проект существует с 2009 года: мы занимаемся увековечиванием памяти советских бойцов, погибших на территории нашей республики,– рассказывает Сергей. – Также снабжаем «паспортами» все воинские захоронения, которые находятся у нас, ухаживаем за ними. Работаем с молодёжью – занимаемся патриотическим воспитанием. 



За всё время, которое существует наш отряд, мы провели уже семь летних поисковых лагерей. Это так называемая «Вахта памяти», когда мы выезжаем в поля, в леса и там на протяжении двух-трёх недель ищем и захораниваем останки наших бойцов.  За всё это время мы уже обнаружили и перезахоронили останки более 200 погибших. 

– Получается, объём работы  достаточно большой?

– Да, хватит ещё нашим детям и внукам. Как говорится, война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Поэтому мы считаем эту работу своим долгом.

Также мы восстанавливаем мемориальные комплексы, братские и индивидуальные воинские захоронения, памятные знаки. То есть в процессе паспортизации мы их обнаруживаем и зачастую видим, что они находятся в плачевном состоянии. И на свои средства стараемся их восстановить. В целом уже около 50 таких памятных знаков было восстановлено.

– А кто входит в поисковый отряд?

– В основном взрослые люди, и отбор ведётся очень тщательно. Но при этом, как я уже сказал, молодёжь мы стараемся привлекать. У нас есть такое мероприятие – «Свеча памяти», которое мы ежегодно проводим 22 июня. Туда мы обязательно приглашаем молодых людей. Например, я стараюсь приглашать ребят из своей школы, где преподаю.



А чтобы ребята могли принимать участие в работе поискового отряда, для начала их нужно этому обучить. Например, в этом году мы впервые поучаствовали в мероприятии «Калининский фронт», которое проходило в России. Я видел, как там обучается молодёжь: проводились лекции по поисковой работе, антропологии, поведению в лесу. Было очень интересно, и мы этот опыт постараемся перенять.  

– То есть не просто любой желающий может заняться поисковой работой?

– Это, конечно, приветствуется. Мы видим, в какое время мы живём: вот этот промежуток после развала Советского Союза и до сегодняшнего времени – это фактически прочерк в сознании молодых людей. Поэтому наша цель – хотя бы привлечь, заинтересовать темой. Даже если они впоследствии не будут этим заниматься, у них хоть что-то останется в голове – какой-то правильный настрой, правильное отношение ко всему этому.

– А на уроках в школе эта тема затрагивается?

– В нашей школе есть Музей боевой славы, и в этом году директору удалось выбить деньги на его реконструкцию. Мы там регулярно проводим мероприятия, связанные с памятными датами. Сам я преподаю информатику, но мои ученики нередко пользуются любимым приёмом «сорвать» урок – задать мне вопрос на военно-историческую тему – и мы можем пол-урока пробеседовать.



– Значит, ребятам это действительно интересно?

– Да, интересно, но это всё-таки русская школа. И это одна из проблем, о которой я хочу сказать на Ассамблее «Русского мира». В районе, где я живу, всего одна русская школа. И если здесь хоть какая-то работа в рамках патриотического воспитания идёт, в молдавских этого нет вообще. Там растут дети, которые уверены, что Советский Союз был агрессором. 

Это страшно, когда мой ребёнок встречается со своими сверстниками из молдавских семей, и у них абсолютно разные взгляды. Получаются как бы параллельные миры. 

– А на мероприятия, которые вы проводите, тоже приходят только лишь дети из русских школ?

– Не только. И мы стараемся привлекать ребят из других школ. Тем более что эти встречи имеют публичную огласку – о них говорят в новостях. Мы стараемся проводить их каждый раз в новом месте. Например, возле города Унгены установлен памятник – танк Т-34. Он находился уже в довольно запущенном состоянии. Мы приехали туда заранее, навели там полный порядок – убрали траву, где-то побелили, где-то покрасили. Причём в этом нам помогала и молодёжь. То есть ребята не просто участвуют в памятном мероприятии, они ещё и сами поддерживают эту память, вносят свой вклад в её сохранение. 


Ещё одно мероприятие, которое мы проводим, – это походы по местам боевой славы, к которым привлекаем молодёжь. Недавно такой поход проводился в Каушанах. Участвовало примерно человек 40.

– Как местные власти относятся к вашей поисковой деятельности?

– Молдова в своё время ратифицировала соглашение стран СНГ о сохранении воинских захоронений и взяла на себя все расходы. Из-за этого мы не можем получить никакой помощи от России. Но власти не только не дают на эту работу ничего, они даже мешают её проведению: рассылают письма по местным мэриям, чтобы они вставляли нам палки в колёса и не разрешали проводить поисковые работы. Любыми путями стараются нам помешать. И с памятниками воюют – то таблички поджигают, то танки снимают с постамента. Их задача понятна: вырастить поколение, которое будет полностью оторвано от корней. Хотя истории России и Молдовы тесно переплетены много веков. А сейчас людей оторвали от корней, от России, и всячески вбивают в головы, что так было всегда. И плоды этого сейчас взросли на Украине.

Сегодня власти Молдавии хотят принять закон, по которому вся поисковая работа будет относиться к ведению министерства обороны. Мы прекрасно понимаем, что если этим будет заниматься наше министерство обороны, то значит, вообще никто ничего делать не будет.



И в своём выступлении на Ассамблее я хочу сделать акцент на том, как нам сохранять историческую память и как её передавать молодёжи. Мне кажется, это очень важно. Нужно воспитывать подрастающее поколение, иначе в какой-то день мы проснёмся и окажемся просто в одиночестве.

Также по теме

Новые публикации

Сегодня в России насчитывается уже 105 тысяч гектаров виноградников, и более полусотни виноделен на юге страны принимают посетителей. Энотуризм – новое направление для путешественников в нашей стране, однако интерес к нему растёт очень быстро.
Образовательный рынок живёт по общим закономерностям «цена-качество». Екатеринбург не теряет привлекательности на фоне крупных мегаполисов, где тоже развита наука, – Томска, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы. И помогает в этом международное признание уральских вузов в рейтингах, где сопоставляются лучшие университеты мира...
Сталкиваясь на письме со сложными словами, мы нередко задумываемся о том, какой вариант их графического оформления уместен. Для того чтобы сделать правильный выбор между слитным, дефисным или раздельным написанием, следует руководствоваться нехитрыми правилами.
29 июля 2024 года Россия и Индия проведут международный просветительский телемост, посвящённый 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Студенты из десяти штатов Индии, изучающие русский язык как иностранный, получат возможность улучшить свои знания через прямое общение со специалистами в области филологии и лингвокультурологии.
21 июля  Россия и Сирия отметили 80-летие с момента установления дипломатических отношений. Но наша тесная духовная связь появилась задолго до 1944 года. Ещё в начале XX века на родине христианства – в Палестине, Ливане, Сирии – развернуло активную деятельность Императорское православное палестинское общество (ИППО).
Спектакль «Хаджи-Мурат» по повести Льва Толстого в переводе советского и российского востоковеда, историка и лексикографа Виктора Погадаева стал культурным событием в Малайзии. Постановка собрала четыре аншлага подряд, спектакль посетил даже премьер-министр страны.
«Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана» – с этой фразы начнётся ваше знакомство с самым маленьким городом на Волге площадью всего 3 квадратных километра и числом жителей чуть более 1800. Но несмотря на свои крохотные размеры, одно веское основание роднит его с мировыми европейскими столицами: как и Москва, Рим или Барселона: он стоит на семи холмах.